Опыт коллег из Новороссийска

МОЛОДЁЖНЫЙ КЛУБ РГО В ГОРОДЕ НОВОРОССИЙСК, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЁЖНОГО КЛУБА РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА





Разработаны: педагогическим коллективом 

образовательных организаций г. Новороссийск,

Молодёжным клубом РГО в г. Новороссийск,

Управлением образования г. Новороссийск 





Рецензенты

Профессор, доктор географических наук, заведующий кафедрой Новороссийского политехнического института (филиал Кубанского государственного технологического университета) В.В. Дьяченко

Доцент, кандидат географических наук, преподаватель Новороссийского политехнического института (филиал Кубанского государственного технологического университета) 

Е.А. Камбарова

Директор НОУ СОШ «Личность» (г. Новороссийск), кандидат педагогических наук 

Е.Г. Сычева


Автор

Руководитель Молодёжного клуба РГО г. Новороссийск, руководитель комиссии экологического и географического образования Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения РГО, кандидат географических наук 

А.Е. Литвинов


Редакционный совет: Бобровный В.О., Скученкова Т.Н., Исаева Л.М., Байгуш И.А., Буланая А.Е. (представители муниципальной инновационной площадки «Комплексное взаимодействие МБОУ гимназия № 4 и Русского географического общества»)


Материалы содержат современную, логичную, актуально сформулированную информацию, которая поэтапно знакомит с системой естественнонаучного образования и воспитания, реализуемых Молодёжным клубом РГО. В методических рекомендациях представлены как вопросы фундаментального характера, так и рекомендации прикладного направления.

Материал предназначен для дальнейшей работы руководителей и заместителей руководителей, имеет рекомендательный характер. В них специалисты по учебной, учебно-воспитательной и воспитательной работе смогут найти много необходимых пунктов, позволяющих оптимизировать свою деятельность и способствующих дальнейшему развитию подготовки подростков по естественнонаучному направлению.  






СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….4


1. Концептуальные основы деятельности естественнонаучного направления в Молодёжном клубе РГО………………………………………………………………………..…..5


2. Аспекты межрегионального сотрудничества Молодёжных клубов РГО по естественнонаучному направлению……………………………………………………………….7


3. Прикладная деятельность Молодёжных клубов РГО по образованию и воспитанию естественнонаучного направления……………………………………………………………….9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….11


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….12




















ВВЕДЕНИЕ


Проблема естественнонаучного воспитания юношей и девушек на сегодняшний день одна из наиболее актуальных проблем общества. Крайняя необходимость в высоконравственных и всесторонне подготовленных, грамотных людях, использующих знания в области географии, экологии, биологии и смежных науках, становится все острее и острее. Особое место в обучении и воспитании целесообразно отводить расширения природоориентированного мировоззрения и естественнонаучного кругозора. 

Образования, будучи одной из наиболее концептуальных ценностей общества, не может сформироваться без дисциплин естественнонаучного звена. Оно интегрирует исторические, культурные, духовно-нравственные, политические и социальные компоненты. Аккумуляция всех спектров научных достижений всегда устремлено к единению духовности, гражданственности и социальной активности человека. Она выступает действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Родины.

Именно в школьном возрасте возникает важность формирования интересов юношей и девушек. Руководителям и заместителям руководителей Молодёжных клубов РГО следует обладать передовой теорией и практикой для того, чтобы профессионально вести образовательный, просветительский и воспитательный процессы, искать и находить увлекательные формы работы в свете современных географических и экологических реалий.

Решать эту сложную и важную работу помогут методические рекомендации по естественнонаучному направлению деятельности Молодёжного клуба Русского географического общества, разработанные в плотном взаимодействии педагогических коллективов образовательных организаций, молодёжным клубом РГО, управлением образования города Новороссийск. 

Эффективная система этого образования, просвещения и воспитания требует от проводящих ее в жизнь конкретных дел, связанных с любовью к природе, науке, Родине. Молодёжный клуб РГО последовательно должен занимать лидирующее положение в этом важном деле. 







1. Концептуальные основы деятельности естественнонаучного направления в Молодёжном клубе РГО


Естественнонаучное направление всегда являлось одной из важнейших частей образовательной системы школы. Естественнонаучное направление в образовательной, просветительской и воспитательной работе – составная часть общеобразовательного вседоступного процесса, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе теоретических исследований и практических работ, формирования готовности к фенологическим, пейзажным, рекреационным, комплексным экспедиционным и другим видам наблюдений, овладению необходимыми для этого умениями, навыками и знаниями.

Для юношей и девушек расширение кругозора позволяет быть многогранно развитой личностью общества. Интерес к естественнонаучным дисциплинам, готовность к выполнению научных целей и задач увлекает учащихся, устремляет подростков к новым и новым открытиям и достижениям. Подростки обучаются на примерах великих отечественных и иностранных географов, первооткрывателей, мореплавателей, землепроходцев, картографов, энциклопедистов. Стремление обучить и воспитать молодых людей должно подкрепляться общественно полезной целью – изучение Родины. 

Усилий в этом направлении лишь общеобразовательных организаций в этом деле недостаточно. Необходима совместная и систематичная работа Молодёжных клубов РГО, средних профессиональных и высших образовательных организаций, управления образования. Такая организационная структура теоретически характерна для любой подсистемы образования и воспитания. Специфика системы, ее прикладная составляющая должны реализовываться в содержательно-деятельном плане. Здесь можно выделить ряд задач:

  • Приобщение к расширению естественнонаучного кругозора, как первооснове человеческого мышления;
  • Стимулирование внутренней, собственной духовно-нравственной, социальной, научно-развивающей работы ученика, осознающего свое общекультурное предназначение;
  • Побуждение к исследованию, творчеству, рациональному отношению к природе и окружающему миру.

В Молодёжном клубе РГО естественнонаучное направление является необходимым элементом и средством образования, просвещения и воспитания личности подростка, пробуждения познавательного интереса к географическому разнообразию, формирования у него творческого мышления.

В аспекте деятельности Молодёжного клуба РГО целью естественнонаучного образования и воспитания является выработка системы мер, помогающих формировать интерес к естественнонаучному циклу наук.

Для выполнения поставленной выше цели следует решить ряд задач:

  1. Сформировать сеть взаимосвязанной школьной и внешкольной системы образования, просвещения и воспитания по естественнонаучному направлению;
  2. Организовать работу Молодёжного клуба и привлечь к ней юных активистов, их родителей, экспертов, экскурсоводов, лекторов и других специалистов;
  3. Создать образовательные программы семинаров, мастер-классов, лекториев, круглых столов; 
  4. Организовать профильные события (интеллектуальные викторины, фотовыставки, акции, летние оздоровительные лагеря и т.д.), направленные на повышение интереса у подростков к природе, географии, их Родине;
  5. Обеспечить координацию Молодёжного клуба РГО с другими общественными организациями города, региона, страны.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации указанных выше цели и задач, относится признание высокой социальной значимости духовности, гуманности, патриотизма, необходимости создания прагматичных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у молодежи.

Естественнонаучное направление, как один из видов постоянно осуществляемой, масштабной и многоплановой деятельности в образовании и воспитании, обладает высоким уровнем интегральности и комплексности, пронизывает многие стороны жизни общества.

Среди концептуальных принципов естественнонаучного направления образования и воспитания, необходимых при реализации в региональных Молодёжных клубах РГО, выделяются:

  • Социальность;
  • Научность;
  • Приоритет изучения географического, экологического, биологического достояний Родины;
  • Непрерывность, преемственность и системность в интеллектуальном и духовном развитии юношей и девушек;
  • Направленность на развитие способностей и качеств каждой индивидуальности на основе личностного подхода.
  • Многообразие методов, средств и форм обеспечения эффективности образовательного и воспитательного процессов;
  • Тесная и неразрывная связь с другими типами просвещения. 

Реализация этих принципов призвана обеспечить у подростков заинтересованного отношения к динамичным естественным природным процессам в системе коэволюции Земля-человек.


2. Аспекты межрегионального сотрудничества Молодёжных клубов РГО по естественнонаучному направлению


Основными направлениями межрегионального взаимодействия Молодёжных клубов РГО могут стать:

  • Участие в реализации федеральных проектов («Географический диктант», подача заявки на государственную премию «Хрустальный компас», профильные смены РГО и пр.);
  • Воспитание чувства гуманности, патриотизма, любви к окружающей среде через межрегиональные фотоконкурсы, интерактивные викторины, обмен видео-лекториями;
  • Обмен информацией по изучению географии, экологии и биологии Малой Родины;
  • Формирование здорового образа жизни через совместные сборы, летние оздоровительные лагеря, экспедиции.

В своей работе Молодёжный клуб РГО может брать лучший полученный опыт теории и практики развития образования, просвещения и воспитания школьников. Он рассматривает инновационные формы межрегионального взаимодействия, в том числе и по естественнонаучной направленности. Из года в год сложилось, что общеобразовательные организации ведут самостоятельную урочную деятельность. Кружки, секции, общественные организации предоставляют возможность для подростков по внеурочной подготовке. Выбор направления межрегионального взаимодействия, плана урочных и внеурочных образовательных, просветительских и воспитательных мероприятий остается за руководителем и заместителем руководителя Молодёжного клуба РГО на местах.

Сама цель работы Молодёжного клуба РГО предполагает системное межрегиональное взаимодействие. Представить себе данную работу без тесного взаимодействия нескольких управлений образования, средних профессиональных и высших образовательных организаций, дворцов творчества, центров индивидуального творческого развития, туристических клубов и других подразделений не возможно. Основную работу по координации межрегионального взаимодействия по естественнонаучному направлению могут стать Молодёжные клубы РГО. 

Во многих регионах Российской Федерации приняты программы по подобного рода работе, созданы региональные Советы по образованию, просвещению и воспитанию молодежи, функционируют региональные центры патриотического воспитания. Имеющиеся базы должна более плотно сотрудничать, а сама сеть постепенно расширяться. 

Молодёжный клуб РГО может выть с инициативой о заключении соглашения со школой, любой другой образовательной организацией, центром творчества или туристическим клубом не только для становления базы клуба, но и для системного и последовательного межрегионального интерактивного взаимодействия.

Описанная выше совместная работа клуба с образовательными организациями и центрами внеурочной деятельности способствует развитию более качественного проведения межрегиональных проектов, вовлечению большего числа молодежи, активистов, экспертов. Целеустремленная позиция руководителя и заместителя руководителя Молодёжного клуба РГО не позволяет формально подходить к выполнению намеченных планов по естественнонаучному образованию и воспитанию.

Стимулом для межрегиональной деятельности Молодёжных клубов РГО по естественнонаучному направлению целесообразно считать мотивацию по участию в викторинах, конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня (школьного, регионального, всероссийского, международного). Подобные проекты способствуют подготовке к сдаче ГИА ОГЭ и ГИА ЕГЭ, повышению успешности выступления на различных этапах ВсОШ, написанию статей для публикации во Всероссийских и Международных научно-практических сборниках с участием молодёжи.  

Разработаны и прошли апробацию дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные общеразвивающие программы, программы повышения квалификации и переподготовки педагогов кураторов и педагогов организаторов классов естественнонаучной направленности. Разработан ряд соответствующих методических указаний и рекомендаций без учета все более развивающейся деятельности Молодёжного клуба РГО. Данные методические рекомендации вносят вклад в ликвидацию это методико-научной погрешности.

На основе огромного опыта фундаментальной и прикладной деятельности Русского географического общества, накапливающихся знаний Молодёжного клуба РГО могут быть разработаны Межрегиональные комплексные интегральные программы природоориентированного воспитания. Они на базе каждого регионального молодёжного клуба РГО станут крупномасштабными проектами в сфере естественнонаучного образования, просвещения и воспитания молодёжи. Программы представят собой комплекс организационных мер, практических и методических мероприятий, призванных содействовать формированию единой эффективной системы обмена межрегиональной информацией, созданию базы данных о проектах на территории всей Российской Федерации.

Уже созданным Молодёжным клубам РГО следует выстраивать совместную работу с вновь созданными аналогичными клубами. Цель всей описанной межрегиональной работы – зарождение интереса у подрастающего поколения к географии, истории, экологии и биологии планеты. Активистам клубов целесообразно вести фенологические, пейзажные, рекреационные наблюдения не зависимо от региональной принадлежности, сохранять и беречь особо охраняемые природные объекты, историко-культурное достояние Родины. 

Высокий профессионализм руководителей и заместителей Молодёжных клубов РГО, их целеустремленность, интерес и уважительное отношение к исследованиям юношей и девушек способствует развитию межрегионального взаимодействия Молодёжных клубов РГО. Понимание важности естественнонаучного образования, просвещения и воспитания со стороны связанных образовательных организаций и организаций, ведущих внеурочную деятельность, в межрегиональном аспекте оптимизирует этот процесс.  


3. Прикладная деятельность Молодёжных клубов РГО по образованию и воспитанию естественнонаучного направления


На сегодняшний день в Российской Федерации активно возрождается система образования, просвещения и воспитания по естественнонаучному направлению, в которых с классическими задачами подготовки юношей и девушек к активным формам познавательной деятельности вместе появилась необходимость ориентировать школьников на выбор соответствующей профессии учителя, научного сотрудника, агротехнолога и других социально-значимых профессий.

Развитие природоориентированного мировоззрения представляет собой непрерывный и организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, физическое развитие подростка. В связи с этим образование и воспитание по указанной выше направленности должны проводиться комплексно. Это позволит усилить профоориентационную прикладную деятельность в образовательной организации, поможет определить интересы и способности ребенка, укрепить здоровье, овладеть теоретическими и практическими знаниями.

Образование и воспитание по естественнонаучной направленности включает две такие формы подхода, как: индивидуальные и коллективные. В качестве примеров прикладных работ целесообразно привести:

  • Пропаганда любви к природе, экологические акции, форумы, слеты, волонтерская деятельность на особо охраняемых природных территориях;
  • Оформление в общеобразовательных организациях и организациях внеурочной деятельности стендов Русского географического общества, посвященных былой и нынешней деятельности организации, с описанием биографии выдающихся отечественных и зарубежных первооткрывателей и землепроходцев;
  • Организация и проведение циклов мероприятий (викторин, конференций, круглых столов, презентаций) по изучению географии и экологии Малой Родины. В том числе, силами самих школьников. Проведение на их основе фотовыставок, лекториев, встреч, бесед и т.д.;
  • Взаимодействие с другими Молодёжными клубами РГО, общеобразовательными организациями, центрами творчества, музеями, туристическими клубами и пр. Постоянное проведение совместных мероприятий, в том числе, интерактивных;
  • Системный творческий и научный контакт с экспертами РГО;
  • Участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных соревнованиях, конкурсах, семинарах и конференциях по естественнонаучной направленности;
  • Проведение открытых уроков, занимательных бесед, географических и экологических диспутов, кинопросмотров, в том числе, силами самих учащихся;
  • Организация и проведение тематических, событийных мероприятий, приуроченных к Всероссийским акциям (Географический диктант, Фенологические наблюдения и т.д.) и памятным датам;
  • Организация школьного тематического музея (минералогического,    ботанического, комплексного и пр.).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящих методических рекомендациях изложены основные формы и методы работы по организации и проведению образовательных и воспитательных программ естественнонаучной направленности под эгидой Молодёжного клуба РГО.

В каждой общеобразовательной организации или центре внеурочной деятельности эту работу целесообразно моделировать исходя из потребностей детей, местонахождения, специфики решаемых задач. Следует учитывать гендерно-процентное соотношение подростков, возрастные группы.

Организовать и проводить образовательную и воспитательную работу по естественнонаучному направлению необходимо в тесном сотрудничестве и взаимодействии с другими Молодёжными клубами РГО, органами местного, регионального, федерального управления, микро-, мезо- и макрообщественными объединениями.

При реализации описанных выше проектов в профильных общеобразовательных организациях и классах следует использовать все формы и методы учебной, учебно-воспитательной и воспитательной педагогической деятельности, исходя из их целесообразности и эффективности в сложившихся современных деятельных условиях.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАУТРЫ


  1. Баранский Н.Н. Научные принципы географии: избранные труды. М., 1980.
  2. Белозерский Г.Н., Дмитриев В.В. Тенденции развития географии в XXI веке. Единая планетарная система// Известия РАН. Сер. геогр. 2007. № 4.
  3. Веденин Ю.А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия// Известия РАН. Сер. 5: геогр. 2003. № 3.
  4. Воронин В.В., Трофимов А.М., Шарыгин М.Д.Социально-экономическая география (современные категории науки). Самара, 2001.
  5. Гуревич Б.Л., Саушкин Ю.Г. Математический метод в географии// Вестник МГУ. Сер. 5: География. 1966. № 1.
  6. Гусева Е.Н. Экономико-математическое моделирование: учеб. пособие. М., 2008.
  7. Иванова В.Н. Социально-экономическое программирование развития района/ под ред. Проф. Н.А. Моисеенко. СПб., 1994.
  8. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования. Р-н/Дону, 2003.
  9. Исаченко Г.А. Культурный ландшафт как объект наследия/ науч. ред. Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова. М.; СПб., 2004.
  10. Калиникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учеб. пособие. СПб., 2009.
  11. Кендалл Дж., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М., 1976.
  12. Ким Дж.-О.. Мьюллер Ч.У. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы// Факторный, дискриминационный и кластерный анализ. М., 1989.
  13. Лавров С.Б., Каледин Н.В. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. М., 2003.
  14. Мажар Л.Ю. К вопросу о закономерностях формирования территориальных общественных систем// Известия Русского географического общества. 2008. Вып. 2.
  15. Максимов Д.В. Теория статистики: учеб. пособие. Краснодар, 2004.
  16. Некрасова М.Л. Стратегия продвижения продукта территориальных туристско-рекреационных систем на внутренний и международный рынок: науч. монография. Краснодар, 2013. 
  17. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России: территориальная организация производства и рынка: учеб. пособие. М., 2007.
  18. Робсман В.А. Проблемы математического моделирования географических систем// Вестник МГУ. Сер. 5: География. 1972. № 6.
  19. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: учеб. для ВУЗов. СПб., 2004.
  20. Чистобаев А.И., Шарыгин М.Д. Экономическая и социальная география: новый этап. Л., 1990.
  21. Чистяков В.И. Актуальные проблемы комплексной системы управления процессами социально-экономического развития региона в условиях переходной рыночной экономики: науч. монография. М., 2000.

           

1 комментарий:

  1. Естественнонаучная направленность под эгидой Молодёжных клубов РГО - это очень актуально! Создавайте в своей школе Молодёжный клуб. Краснодарское региональное отделение РГО обязательно поможет Вам.

    ОтветитьУдалить

оставьте комментарий